Форма стюардесс из разных стран мира
Содержание:
- Требования к бортпроводникам Аэрофлота
- Реальная зарплата стюардессы в России
- Общий имидж стюардесс
- Российские варианты
- Карьера и оклад
- На лице не должно быть прыщей и сильных пятен
- Как мужчине стать бортпроводником?
- Бортпроводники не должны отращивать бороду
- «Аэрофлот»
- Эксперимент III. 60-е — это дерзость
- Дополнительные льготы
- Английские костюмы и пилотки
- Преимущества и недостатки работы стюардессы
- Формы авиакомпаний мира
Требования к бортпроводникам Аэрофлота
Требования к бортпроводникам Аэрофлот предъявляет серьезные. Заполнить заявку «в стюардессы» легко, форма прикреплена на сайте Аэрофлота в разделе Вакансии, набор идет постоянно.
Но заполнив заявку, имейте в виду, что если вы пройдете конкурс, то вы подпишете с авиакомпанией контракт, по которому будете обязаны отработать в ней определенный срок. Только на таких условиях бортпроводников бесплатно обучают практически все авиакомпании.
«Аэрофлот» имеет базу в аэропорту Шереметьево. Соответственно, если удастся соответствовать требованиям Аэрофлота и получится поступить на учебу, обучение на бортпроводника и дислокация будет именно там. Как место работы, также, предлагается Калининград и Санкт-Петербург, города, где у Аэрофлота имеются представительства.
Всем кандидатам нужно иметь гражданство Российской Федерации и регистрацию в Московском регионе. Аэрофлот принимает не только новичков с обучением, но и бортпроводников, уже имеющих опыт работы.
Официальные требования Аэрофлота к стюардессам
Заглянем на сайт авиакомпании и почитаем официальные требования Аэрофлота к стюардессам, что желает видеть работодатель в первую очередь.
В список входит обязательно законченное полное среднее образование (не ниже), знание английского языка, доброжелательность, желание трудиться в сфере обслуживания, ответственность, умение работать в команде, коммуникабельность, дисциплинированность.
В требования к стюардам Аэрофлот включает, также, наличие документа воинского учета. Это касается молодых людей, так как девушки в РФ не являются военнообязанными.
Как видите, список на первый взгляд не особенно строгий, и предпочтение отдается наличию необходимых личных качеств. Это будет проверяться на собеседовании с помощью различных психологических тестов, вопросов, разыгрывания возможных ситуаций. Так что, приготовьтесь к собеседованию как следует — именно там вам будут предложены испытания, максимально выявляющие, соответствуете ли вы требованиям к стюардессам или лучше рассмотреть другую профессию.
Считается, также, что возрастные границы для новичков, поступающих на обучение – от 18 до 26 лет, для бортпроводников с опытом – от 18 до 35 лет. Но это идеальные параметры.
В действительности же, возрастные требования Аэрофлота к стюардессам более гибкие и возможны варианты, а соблюдение строгих возрастных рамок происходит не всегда, могут взять на работу и девушку старше 26 лет, если у нее есть все данные и какие-либо преимущества, например, высшее образование в лингвистике или психологии.
В требования к бортпроводникам Аэрофлота включается обязательная стройность – это размер одежды для девушек от 42 до 48, рост – 160-175 см, для мужчин — от 46 до 54, рост – 170-185 см.
Учтите, что одно из главных требований к стюардессам – обладать крепким здоровьем. Этот пункт особенно важен и обязателен. Если у вас есть хронические болезни, путь в стюардессы для вас закрыт
Также, важно иметь хорошее зрение и слух, не иметь дефектов речи. Приветствуется миловидная приятная внешность.
В должностные обязанности бортпроводника входит обслуживание пассажиров в течение полета, создание на борту атмосферы комфорта и гостеприимства, обеспечение безопасности пассажиров.
Аэрофлот предлагает достойную стабильную зарплату, гибкий график работы, хороший социальный пакет, систему поощрительного премирования, обширную географию полетов, а также предоставляет все возможности для карьерного роста и развития в профессии.
Работа бортпроводника компании «Аэрофлот» — это отличные перспективы для молодых людей обоего пола освоить интересную и престижную работу, трудиться в прекрасном коллективе, иметь достойный заработок.
Если вас устраивают требования Аэрофлота к стюардессам и вы им соответствуете, смело пишите и отправляйте заявку на электронный адрес кадровой службы Аэрофлота. В этом случае вас пригласят на конкурсный отбор в офис компании.
Реальная зарплата стюардессы в России
Работая бортпроводником, вы, несомненно, будете подниматься по карьерной лестнице. Новичок и любой перешедший из другой авиакомпании имеют одинаковый уровень дохода.
Вновь пришедшие на должность сотрудники после профильного обучения имеют начальный уровень заработка в количестве 15-20 тыс. руб. в месяц. Постепенно по мере овладения профессией растет опыт и количество часов в полете, следовательно, увеличивается зарплата в среднем до 50-60 тысяч за месяц. Сотрудники, обладающие наиболее высокой квалификацией, с течением времени выходят на уровень заработка от 80 до 100 тысяч рублей. Оплата же за час нахождения в полете составляет около 4 000. Помимо этого, некоторые авиакомпании создают систему надбавок за качественность выполненной работы.
Ступени при назначении уровня заработной платы определяются следующим образом:
- 1 уровень – бортпроводник третьего класса (30 часов налета в качестве стажера);
- 2 уровень – бортпроводник второго класса (2000 часов налета и сдачи экзамена);
- 3 уровень – бортпроводник первого класса (3000 часов в полете и абсолютное владение технологией обслуживания пассажиров);
- 4 уровень – старший бортпроводник;
- 5 уровень – начальник службы.
Если верить статистике, за услуги проводника в России выплачивается приблизительно 60 тысяч рублей в месяц. Существует и тенденция к росту. Неудивительно, что самой высокой средней оплатой труда бортпроводника обладает город Москва – 64 тысячи. Однако наблюдается зависимость зарплаты и от конкретной авиакомпании.
Большую популярность приобрели три компании: «Аэрофлот», «Трансаэро» и «ЮТэйр». Крупнейший в отрасли авиаперевозок «Аэрофлот» платит своим сотрудникам больше, чем в «Трансаэро» и «ЮТэйр».
Как уже было сказано, многие авиакомпании дают большие возможности для своих сотрудников и их семей. В этот список в первую очередь входит колоссальная скидка при покупке билетов вплоть до снижения в 5 раз. Без сомнения, любители путешествий могут считать эти скидки дополнением к зарплате. Не обходится и без подработки. Чартерные коммерческие полеты по заказу крупных фирм с более высокими расценками. При всем этом, если чартер заказан для летнего отдыха, то это еще и возможность бесплатного отпуска в отношении оплаты перелета.
Но в некоторых авиакомпаниях даже при условии наличия необходимого количества часов в полете, бортпроводник не способен заработать и минимума за месяц, который обычно выплачивается в гигантах индустрии авиаперевозок. Очень часто такое можно увидеть в нестоличных компаниях, организующих перевозки между региональными центрами.
Общий имидж стюардесс
В образе сотрудниц лайнера все должно быть продумано. В инструкциях даже прописаны прически и цвет маникюра. Так, все стюардессы должны быть облачены в наряды по размеру, которые на них идеально сидят, чистые и выглаженные. Что касается причесок, волосы должны быть чистыми и максимально убранными – приветствуют деловые прически: пучки, ракушки и т.д. Состояние прически следует контролировать в течение всего рейса.
Обязательно должен быть макияж, но при этом не яркий, а аккуратный
Особое внимание в инструкциях уделяется состоянию рук – маникюр должен быть, причем ногти должны быть одной длины (около пары мм от подушечки пальца). Если ногти покрывают лаком, он должен быть однотонным
Допускается минимум аксессуаров.
Российские варианты
Российской моде также есть, чем похвастаться. Так, например, форма стюардесс Аэрофлота неоднократно признавалась ведущими экспертами в мире моды достойной и красивой.
Сегодня девушки в этой авиакомпании одеты в ярко-оранжевые костюмы. Комплект представляет собой юбку и пиджак. К форме прилагаются ярко-красные туфли на достаточно высоком каблуке и белые перчатки. Причем, несмотря на внешнюю простоту наряда, стоимость его довольно высока – около полутора тысяч долларов. По признанию некоторых экспертов, форма крупнейшего национального перевозчика нередко напоминает костюмы хозяек неба 60-х годов.
S7 предпочитает темно-серый цвет в одежде своих сотрудниц. Вся форма также выполнена в классическом стиле.
Все наряды в полной мере отражают характер перевозчика и его цели. По стюардессам судят не только об авиакомпании, но и о стране в целом, уверены авиагиганты. Поэтому на то, как одеваются представители экипажей, брошены достаточно серьезные силы. И надо отдать им должное – они не подводят. Держатся стюардессы всем на зависть – красивые и подтянутые, они достойно представляют небо.
Культура
Они всегда аккуратны и стильны. Их строгая форма радуют глаз и производит неизгладимое впечатление. Хотя они не принадлежат к шоу или модельному бизнесу, но их очарование может затмить любую знаменитость.
Речь, конечно же, идёт о стюардессах, обаятельных красавицах, в прямом и переносном смысле, всегда находящихся на высоте.
Карьера и оклад
Профессия является достаточно востребованной на рынке труда. В большинстве компаний всегда есть открытые вакансии, причем набирают даже без опыта и образования. Наиболее ужесточенные требования касаются состояния здоровья, внешних данных, что существенно сужает круг желающих. Наряду с авиакомпаниями работают обучающие курсы, в связи с чем требования определенной компании тесно переплетаются с учебной программой.
К примеру, отечественная компания Аэрофлот выдвигает следующие требования к кандидатам:
- оконченное среднее образование;
- высокий уровень владения английским;
- военный билет (для мужчин);
- стандартные внешние данные;
- идеальное состояние здоровья.
Некоторые вакансии открыты для тех, кто владеет другими иностранными языками.
Минимальный оклад стюардессы составляет 60 тысяч рублей (при минимальных часах полета). Российский аэрофлот предлагает своим бортпроводникам от 80 до 120 тысяч за 80 воздушных часов. И это минимальная отметка. При увеличении рабочих часов заработная плата увеличивается соответственно.
Кроме того, члены авиационного экипажа имеют ряд привилегий:
- 70 календарных дней заслуженного отпуска;
- оплата санаторно-курортного отдыха;
- оплата дошкольных заведений детям;
- страховки;
- льготные цены на билеты авиалинии для экипажа и для их родственников;
- корпоративная коммуникация;
- проживание за счет компании во время обучения;
- проживание в комфортабельных отелях во время командировок.
Оклад напрямую зависит от компании. Например, международные авиалинии за минимальное количество часов предлагают более солидную оплату, чем российские.
Итог
Если после прочитанной статьи вас не останавливают определенные трудности и нюансы, тогда начинайте активно идти к своей цели. Помните, что бортпроводники должны всецело подчиняться рабочему графику, быть готовыми работать в ненормированном графике. Кроме сопровождения пассажиров во время полета должность требует выполнения огромного ряда обязательств.
Несмотря на плотный график, бортпроводники имеют возможность прекрасно провести время в свои выходные дни. Не удивительно, что карьерой бортпроводника грезят многие.
На лице не должно быть прыщей и сильных пятен
Макияж – не единственное, что авиакомпании пытаются контролировать, когда дело доходит до их бортпроводников. Они также настаивают на том, что они хорошо заботились о своей коже. Некоторые авиакомпании заходят очень далеко, рекомендуя даже конкретные продукты по уходу за лицом.
Любой, у кого есть прыщи или пятна на коже, вряд ли получит работу своей мечты в качестве бортпроводника, даже если он сможет скрыть изъяны с помощью макияжа. Да, эти строгие требования не во всех авиакомпаниях. Но когда речь идет о самых крупных и дорогих компаниях в мире, то требования к бортпроводникам у них, как правило, одни из самых строгих в мире.
Как мужчине стать бортпроводником?
Никакого особого подвоха тут нет, процесс прихода в профессию для мужчин такой же, как и для женщин. Более того, изначально, на заре становления гражданской авиации, стюардами работали исключительно мужчины. Впрочем, в то время женщинам вообще предоставлялась главным образом возможность сидеть дома и воспитывать детей. Поэтому и как стать бортпроводником мужчине раньше не задумывались, ведь только их и брали на работу стюардами.
Но постепенно профессия стюардессы стала приобретать женское лицо. Несмотря на то, что сейчас большинство работников службы бортпроводников – женщины, стюард мужчина все же не редкость. Многие авиакомпании целенаправленно набирают мужской персонал. На борту без мужчины не обойтись, часто бывает нужна сила, например, чтобы поднять тяжелый чемодан на верхнюю полку.
Стюард мужчина — требования
Как же стать бортпроводником мужчине? В первую очередь, нужно удовлетворять требованиям. Для бортпроводников мужчин они включают рост от 170 до 185, размер одежды до 54, зрение до -2,5, обязательно иметь военный билет или приписное свидетельство. Не должно быть татуировок, шрамов, родимых пятен, пирсинга и других дефектов на видимых частях тела (лице, шее, руках).
Имейте в виду, что здоровье должно быть отличным, ведь работа будет трудной, частые смены часовых поясов и климата, перепады давления – слабое здоровье тут исключено. Все это будет проверяться на медкомиссии. В бизнес-авиацию требования по здоровью гораздо мягче. Также, туда могут взять, допустим, с татуировкой.
Английский должен быть в наличии. Как правило, требуется не ниже Pre-Intermediate, но мужчин в бортпроводники берут даже со знанием на уровне Elementary, если кандидат продолжает изучение. Также, все авиакомпании предоставляют возможность изучать английский язык на своих курсах.
Алгоритм действий, как стать бортпроводником мужчине, как уже понятно, такой же, как и для женщин. Нужно заполнить анкету и отослать ее в отдел кадров той авиакомпании, где вы хотите работать. Многие отсылают сразу в несколько. Авиакомпании проводят набор членов кабинного экипажа часто, некоторые, как, например, Аэрофлот, ведут просмотры постоянно. Все кандидаты должны пройти собеседование и воздушно-летную медицинскую комиссию (ВЛЭК).
Если ваша анкета подходит, вас пригласят на собеседование. Здесь стюард мужчина все-таки имеет небольшое преимущество. Мужчин приходит значительно меньше и поэтому невольно к ним особое отношение.
Собеседование проходит в три этапа. Сначала кандидаты беседуют с членами комиссии, отвечают на вопросы, рассказывают о себе, о том, почему хотят стать стюардом, хотят ли они работать в сфере обслуживания, почему выбрали эту авиакомпанию, а не какую-нибудь другую и т.д. Потом этап психологического тестирования. Все кандидаты проходят тесты, которые выявляют их личностные качества. Третий этап – сдача экзамена на знание английского. На экзамене есть грамматический тест, аудирование и устная беседа с экзаменатором. Все задания связаны с работой бортпроводника. При этом, на любом этапе вас могут отчислить.
Прошедшим собеседование кандидатам на профессию стюард мужчинам вручается направление на ВЛЭК. Также, придется заранее позаботиться о наличии некоторых медицинских справок из медучреждений по месту проживания, таких как, справка от психиатра, справка из наркологического диспансера и т.п.
После прохождения всех собеседований и тестов, а также медкомиссии, как стать бортпроводником мужчинам рассказывают на курсах обучения, этот этап обязателен. Иногородним нужно позаботиться о проживании в городе, где будет проходить обучение. Большинство курсов начальной подготовки бортпроводников проходит в Москве, так как именно здесь у многих авиакомпаний штаб-квартиры.
Курсы для бортпроводников-новичков идут примерно 3 месяца. График обучения при этом довольно напряженный, 6 дней в неделю с утра до вечера. Изучается строение самолета, различные номы и правила, отрабатываются действия в различных ситуациях, проходят тренировки на макете салона самолета и тренажерах.
После теоретического курса каждого бортпроводника ждет практика, в течение которой он будет летать в качестве стажера. Норма полетов для перехода в самостоятельные единицы – 30 часов в полете. После практики сдается экзамен и при успешно сдаче, стюард мужчина приступает к самостоятельной работу в авиакомпании.
Вот краткий перечень действий, как стать бортпроводником мужчине. Как видите, здесь нет ничего сложного. Если вы решили работать в авиации – у вас получится.
Бортпроводники не должны отращивать бороду
Мужчины все чаще присоединяются к стюардессам. Стюарды также должны соблюдать правила, касающиеся их внешнего вида. Во многих компаниях лояльно относятся к волосам на лице. Тем не менее в большинстве случаев слишком длинные волосы и борода запрещены. Но даже небольшая борода должна быть аккуратно пострижена.
Однако, например, в Аэрофлоте, согласно изданию inde.io, вы не встретите бородатых стюардов. По словам сотрудника Аэрофлота, это связано с техникой безопасности. Дело в том, что в случае возникновения пожара на борту бортпроводники обязаны надеть специальные маски, которые должны плотно прилегать к голове. При наличии бороды маска не будет плотно прилегать к голове.
«Аэрофлот»
«Аэрофлот» – старейшая русская авиакомпания, основанная в 1922 году. В советские годы форма бортпроводниц отличалась строгостью, минимализмом и функциональными деталями, основные цвета одежды – синий, красно-коричневый и серый.
Советская форма бортпроводиков «Аэрофлота»
Сегодня форма значительно изменилась, ее разрабатывают ведущие дизайнеры, учитывая тенденции моды. В прошлом году фирменная одежда бортпроводников компании «Аэрофлот» была признана лучшей по мнению участников Aurora Fashion Week и туристического поисковика Aviasales.ru. В опросе принимали участие 7500 экспертов, более 30 % опрошенных проголосовали за одежду «Аэрофлота», который со значительным отрывом опередил компанию «Emirates». До этого дизайн формы «Аэрофлота» был отмечен, как самый стильный в Европе по данным опроса SkyScanner.
Гардероб стюардесс «Аэрофлота» включает костюм-двойку, платье, теплое пальто, плащ, стильный пуховик и кожаную обувь. Зимой цвет формы синий, летом – соблазнительный мандариново-красный, отделка золотого цвета.
Авиакомпания почти ежегодно обновляет форму, выбирая на конкурсной основе производителя, в свое время стюардессы авиакомпании носили костюмы от российского дизайнера Виктории Андреяновой, с 2010 г. форму разрабатывает дуэт «Буннакова и Хохлов» (Юлия Буннакова и Евгений Хохлов).
Эксперимент III. 60-е — это дерзость
У пассажиров был шок. Представьте: год назад вас еще обслуживала девушка в блузке а-ля первая леди, а сегодня это как-то вообще не то. Просто все резко решили: на борту должно стать весело. Счастье демонстрировали любыми способами. Это был правильный маркетинговый ход — авиакомпании привлекали клиентов в два счета.
Ну а нам эти годы запомнились списком диких требований: хорошо выглядеть было главным из них. А все остальное как-нибудь нарабатывалось. Конкурсы красоты тогда нервно курили в сторонке, пик военных действий приходился на отбор в самолет. Обвинять авиакомпании тщетно: все 60-е — это кладезь сексистских штучек.
Если бы на стюардессе не было униформы, знали бы вы, какой авиакомпанией летите?
Дополнительные льготы
У стюардесс есть возможность получать дополнительный доход. В основном это процент от продажи товаров из Duty Free. Это совершенно официальный заработок – товар стоит столько же, сколько в аэропорту, стюарды получают оговоренный процент от продаж.
Еще одна возможность увеличить доход – дополнительные услуги. Например, иногда стюардессы пускают пассажира покурить на кухне или разрешают пересесть из эконом-класса в бизнес. Это, конечно, неофициальный доход. Иногда за хорошее обслуживание пассажиры оставляют чаевые, но так бывает далеко не всегда. Кроме того, в командировках компании платят суточные.
К числу прочих бонусов относится получение так называемого сервисного билета. Он дает право на достаточно большие скидки (в разных компаниях они могут отличаться, в некоторых такие скидки получают и родственники бортпроводников). Кроме того, раз в год стюардессам положен бесплатный перелет в любую страну мира.
Форму стюардессам выдает компания. Однако забота об одежде – стирка, чистка и т.д. – все это входит в обязанности самих проводниц. Соответственно, расходы на химчистку никто не будет оплачивать.
Практически во всех авиакомпаниях сотрудникам предлагают неплохой соцпакет. Еще одним преимуществом работы является наличие продолжительного отпуска – 42 дня. Хотя есть авиакомпании, в которых он может составлять до 70 дней. При наступлении беременности стюардесс не увольняют – их переводят временно в наземный штат, место за ними сохраняется. Но после выхода из декрета нужно будет еще раз пройти обучающий курс, чтобы освежить знания и навыки.
Английские костюмы и пилотки
1950
Касса Аэрофлота. Сотрудница отвечает на телефонный звонок. 1 июля 1958 год. Фотохроника ТАСС
Первая единая униформа у стюардесс «Аэрофлота» появилась в 1954 году: ее разработали и сшили для девушек, летавших на международных рейсах. Строгие темно-синие английские костюмы очень нравились бортпроводницам: они хорошо сидели и подчеркивали фигуру, к тому же были сшиты из высококачественной шерсти. В комплект одежды входили блузка, юбка, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в теплое время года ее можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка.
Строгие темно-синие английские костюмы очень нравились бортпроводницам
В 50-е годы советская гражданская авиация совершила мощный рывок вперед — благодаря появившимся в ее авиапарке самолетам нового поколения. А пассажиры получили те удобства на борту, которыми мы с удовольствием сейчас пользуемся. 15 сентября 1956 года в небо взмыл реактивный самолет Ту-104 — он отправился в свой первый рейс по маршруту Москва-Омск-Иркутск. Расстояние в 4570 километров самолет преодолел за 7 часов — втрое быстрее своих тихоходных предшественников. Ту-104 создавался на базе бомбардировщика Ту-16 и стал первым в мире реактивным самолетом на службе гражданской авиации. А еще — первым советским самолетом класса «лайнер». Специально для него конструкторы разработали совершенно новые системы вентиляции воздуха, подогрева пищи, освещения, радио. Появились мягкие кресла с регулируемыми спинками, рассеянное освещение, гардеробные, туалетные комнаты, интерьеры из современных материалов.
Москва. На Внуковском аэродроме. Механики готовят самолеты ТУ-104 к полету. Фотохроника ТАСС
Именно на Ту-104 впервые был введен стандарт обслуживания пассажиров: стюардессы начали рассказывать о правилах безопасности во время полета и произносили знаменитую фразу «не трогать без необходимости замки и ручки основных и аварийных выходов». Бортпроводницы стали предлагать горячее питание, алкоголь и прохладительные напитки, и впервые обеды на борту рейсов «Аэрофлота» стали бесплатными. До этого времени пассажиры сами платили в самолете за чай и бутерброды.
Первый реактивный пассажирский самолет Ту-104, 1957 год. Фотохроника ТАСС
Тремя годами позже, в 1959 году, авиапарк «Аэрофлота» пополнился новым самолетом «Ил-18»: на его креслах впервые появились чехлы с карманами для прессы и мелких вещей, а так же откидные столики для еды.
Преимущества и недостатки работы стюардессы
У этой профессии есть свои преимущества и недостатки. К числу ее достоинств относятся:
- достаточно высокий уровень зарплаты, причем он намного выше, чем у большинства офисных работников,
- красивая форма, которую зачастую разрабатывают именитые дизайнеры, ведь это своего рода визитная карточка авиакомпании,
- интересная работа, причем есть возможность завязывать новые знакомства,
- возможность увидеть другие города и страны,
- официальное трудоустройство и хороший социальный пакет,
- льготный выход на пенсию в 45 лет,
- возможность покупки товаров в дьюти-фри.
Работа у стюардесс, конечно, нелегкая, но там, где на борту достаточно большой экипаж, на длительных перелетах можно организовать попеременную работу с возможностью дополнительного отдыха. Кроме того, за отели и питание в перерывах между рейсами платит авиакомпания.
К числу недостатков данной работы относятся перелеты со сменой часовых поясов, что может приводить к нарушениям сна, а также высокие физические нагрузки – стюардессы в прямом смысле слова много времени проводят на ногах, да еще и на каблуках, что может со временем приводить к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Что же касается рисков авиакатастрофы, то они как раз не слишком высоки – гораздо ниже, чем их рисует кинематограф. В частности, риск погибнуть в автокатастрофе для человека гораздо выше.
Формы авиакомпаний мира
Разработка моделей производится с учетом колорита страны. Так, например, платья китайских бортпроводниц очень похожи на национальную одежду, при этом их дополняют сдержанные светло-серые плащи с пелеринами. «Сычуаньские авиалинии» и вовсе нарядили своих бортпроводниц в национальные платья разных оттенков. А вот в China Eastern, напротив, придерживаются европейских «ориентиров» – форменную одежду разрабатывал французский кутюрье Кристиан Лакруа. Темно-синие платья, украшенные алыми поясами с оригинальной круглой пряжкой, а также шейными платками с принтом, дополнены лаконичными шляпами-таблетками.
Отличительными чертами формы стюардесс авиакомпании Emirates являются обязательная красная шляпка-таблетка и белый газовый шарф. «Катарские авиалинии» известны всему миру винного цвета костюмами-двойками с золотой фурнитурой и оригинальной формы шляпками-таблетками. Парижские «королевы неба», представляющие авиакомпанию La Compagnie, одеты в синие блейзеры с голубой отделкой и синие же шорты-бермуды. Итальянские стюардессы носят темно-зеленые платья с красными колготками и красные платья с темно-зелеными колготками и туфлями в тон (AlItalia).
Форма стюардов и стюардесс «Вьетнамских авиалиний» разработана в духе национальных костюмов и состоит из светлых широких брюк и сюртука оттенка марсала с разрезами по бокам и воротником-стойкой. Сдержанные же представители авиакомпании Lufthansa одеты в строгие и по цвету, и по фасону темно-синие костюмы, единственным украшением которых являются аксессуары – шейные платки и галстуки.
Не следует думать, что на лоукостерах летают менее тщательно одетые бортпроводники. И примером этому может служить форменная одежда испанского лоукостера Vueling. Серые пальто с запахом и широким подолом, оригинальный принт полоской на ярко-желтых шейных платках у девушек, а также темно-серые пальто со светло-серым подкладом у стюардов смотрятся очень элегантно и дорого.
Для британской авиакомпании Virgin Atlantic дизайном формы занималась скандально известная кутюрье-бунтарка Вивьен Вествуд. Однако, вопреки ожиданиям, форменная одежда получилась нисколько не авангардной – напротив, она выдержана в лучших традициях классического британского стиля. У женщин это белые блузки с оригинальными рюшами, юбка-карандаш или прямые брюки и жакет – либо ярко-алые, либо темно-синие.